К основному контенту

Его Величество Чёрный


"Черный цвет одновременно скромен и благороден. Непринужденный и удобный и, вместе с тем, таинственный. Но более всего черный — это посыл окружающим: я не беспокою вас, и вы не беспокойте меня" (с) Ёдзи Ямамото

Меня всегда скорее неосознанно, чем с каким-то умыслом, тянуло к черному цвету. Сегодня значительная часть моего гардероба находится во власти этого цвета, либо комбинации чёрного с другими цветами. Не удивительно, что, наткнувшись на книгу французского историка, антрополога и искусствоведа Мишеля Пастуро «Чёрный. История цвета», я не смогла пройти мимо. Сегодня я хочу поделиться с Вами некоторыми интересными фактами, связанными с эволюцией в отношении к чёрному цвету в исторической ретроспективе.
Материалом для написания статьи послужила вышеуказанная книга, из неё же взяты цитаты, встречающиеся далее по тексту.


Несомненно, что одна из самых стойких и древних ассоциаций, связанных с черным цветом, относит нас к ночи и тьме. Во многих религиях и мифологиях, тьма возникла раньше света, она была праматерью всего живущего, местом, где жизнь обрела свою форму.
Древнегреческая богиня ночи Никта — дочь Хаоса и, в то же время, мать Урана и Геи, то есть неба и земли. Она живет в темной пещере на краю мира и, облаченная в чёрные одежды, проносится по небу на колеснице, запряженной четырьмя черными конями. Нотт, богиня ночи у древних германцев и скандинавов, также во всем черном совершает небесные прогулки на черном скакуне.


Параллельно с этим чёрный цвет во многих древних цивилизациях Ближнего Востока ассоциируется с идеей плодородия. Эта же картина прослеживается на примере Древнего Египта, где разлившийся Нил покрывает поля слоем плодородного чёрного ила. В других культурах эта идея воплощается в черных тучах, оплодотворяющих землю дождями. Чёрный цвет присутствует на статуэтках доисторической эпохи, изображающих богиню-мать. Он же характерен для изображений более поздних богинь, так или иначе связанных с идеей плодородия: Кибелы, Деметры, Исиды, Кали и др.

"Черный как цвет земли, ассоциируемый с плодородием, часто будет выступать в дуэте с красным, который символизирует жизненную силу, будь то пламя или кровь. Ни тот, ни другой в данном случае не содержат в себе ничего негативного или разрушительного. Напротив, эти два цвета воспринимаются как два источника жизни, а их союз свидетельствует о процветании".

Однако чаще чёрный все же связан с чем-то неизвестным и таинственным: и не только с ночью, но и со смертью. В эпоху неолита в погребальных обрядах используются черные камни, а иногда — и различные тёмные предметы. В египетской живописи богов, связанных со смертью, всегда рисуют черными красками. Самый известный пример — Анубис, бог в облике шакала, имеет тело черного цвета. В мифологии древних греков царство мертвых Аид находится глубоко под землей. У римлян в ранний период Республики чёрный цвет присутствует в похоронных обрядах, а, начиная с III в. до н.э. римские римские магистраты начинают одевать на похороны тогу темного цвета. Так родилась европейская традиция носить траур.

"Вначале она имела небольшое распространение, но затем стала неуклонно развиваться, захватывая все новые социальные слои и географические регионы, и дожила в Европе до наших дней. Уже в эпоху Империи знатные римляне последовали примеру магистратов: родственники усопшего носят черные одежды, причем не только на похоронах, но и в течение более или менее долгого времени после них; период траура завершается пиром, на который гости являются уже не в черных одеждах, а в белых".

Известно, что люди научились изготавливать краски довольно рано, однако как ремесло красильное дело оформилось гораздо позднее — в эпоху неолита, когда многие народы перешли на кочевой образ жизни и начали производить текстиль в большом количестве. Раньше всего в обиход вошёл красный пигмент, а вот получение хорошей черной краски долгое время было трудной задачей, по крайней мере в Западной Европе. Первые черные красители на основе сажи и древесного угля были летучими и неровно ложились на ткань. Из-за этого вплоть до позднего Средневековья красильщики очень редко добивались красивых насыщенных черных тонов. Их черных больше походил на серый, коричневый или темно-синий. В добавок к этому, чёрная краска неравномерно впитывалась, плохо закреплялась, отчего ткань в итоге имела непривлекательный грязноватый оттенок. 

"Вот почему черную одежду носили только люди низших социальных классов, те, кто занимался грязной работой либо зазорным ремеслом; все прочие надевали черный только при особых обстоятельствах, в знак траура или в знак покаяния. Лишь черный мех считается изысканным, в особенности мех соболя: его цвет – самый красивый из всех оттенков черного, какие способен произвести животный мир".

Если для многих культур Древнего мира чёрный цвет не обладает исключительно негативным статусом, то для христианства чёрный — противоположность белому. Белый — цвет небесного света и воскресения, черный — Сатаны, греха и смерти. Образ Дьявола складывается в Европе в период с VI по XI век, царь тьмы и его приспешники всегда изображаются в темных тонах.
Пастуро пишет, что где-то начиная с XI века в Западной Европе черный становится главным дьявольским цветом. Предпосылки этого не до конца ясны.

"… в Библии куда больше внимания уделяется свету, часто заходит речь о тьме, гнетущей или карающей; однако тьма не всегда ассоциируется с черным цветом, а черный не воспринимается как цвет Зла. 
Этой чертой его наделили западные Отцы Церкви, и, возможно, скорее под влиянием языческих традиций, чем собственно библейских. Как бы то ни было, на рубеже тысячелетий в течение нескольких веков черный считается цветом тела или одежды тех, кто находится в родстве с Дьяволом или служит ему". 



Вместо с этим, начиная с IX века, чёрный цвет также становится символом смирения и покаяния и главным монашеским цветом. И хотя в повседневной жизни того времени черная ткань никогда не бывает действительно черной: чаще ее заменяет синяя, коричневая либо серая, а то и ткань так называемого «естественного» цвета, в текстах все чаще говорится о «черных монахах».


Ситуация существенно меняется в заключительный период Средневековья. Чёрный цвет постепенно завоевывает такую популярность, которую не знал никогда прежде. Этот цвет впервые приобретает новый положительный акцент и ассоциируется с респектабельностью, модой и даже роскошью. 
В период Средневековья стойкий черный цвет можно было получить только из одного красителя — галла, или чернильного орешка, который в качестве нароста появляется на дубовых листьях.

"Галлы надо собирать до наступления лета, когда личинка еще находится внутри, затем медленно высушивать. Тогда орешек сохранит весь свой богатый запас танинов и даст красивую черную краску, но, так же как отвар из древесной коры или корней, этот краситель надо закреплять протравой – солями железа. Такая краска из чернильных орешков стоит неимоверно дорого: для нее требуется огромное количество сырья, и вдобавок сырье это приходится импортировать из Восточной Европы, с Ближнего Востока или из Северной Африки, потому что дубы, растущие в Западной Европе, дают либо очень мало чернильного орешка, либо плохого качества. В позднем Средневековье, когда европейские государи заводят обычай одеваться в черное, в больших городах с развитой текстильной промышленностью красильщики расходуют гигантские количества чернильного орешка, при том что цена его неуклонно возрастает".

Первыми в черное начинают одеваться юристы, судьи и чиновники, состоящие при дворах. Во Франции это началось в царствование Филиппа Красивого (1285–1314), в Англии – в конце царствования Эдуарда Первого (1271–1307), в нескольких городах Италии – в 1300–1320-е годы. У представителей данных профессий черный ассоциируется, конечно, не с силами зла, а, подобно представителям монашеских орденов, с честностью и добродетелью. Спустя некоторое время в чёрное облачились университетские преподаватели и другие посвященные люди.За ними моду на черное подхватят купцы, банкиры и вообще все, кто имеет отношение к финансам. 


С тех пор, как знатные и состоятельные люди начинают переодеваться в чёрное, к красильщикам предъявляются всё более высокие требования по изготовлению качественной краски этого оттенка.
И они за каких-то два-три десятилетия в 1360-х годах действительно решают эту задачу сначала в Италии, потом в Германии, а затем и во всей Европе.
Вот что пишется о в трактате о цветах под названием «Сицилийский гербовник» (1430): «Хотя черный цвет кажется печальным, он благороден и исполнен добродетели. Вот почему купцы и богатые горожане, как мужчины, так и женщины, охотно одеваются в черное <…>. Черный ничем не ниже и не хуже всех прочих цветов, в какие красильщики окрашивают ткани в своих чанах и котлах. Некоторые черные ткани стоят так же дорого, как драгоценные алые сукна <…>. И даже если бы черный использовался только для траура, этого было бы достаточно, чтобы он занял почетное место среди цветов, ибо черное в знак траура носят государи и знатные дамы». 
Очень скоро мода на черный цвет дошла и лиц, наделенных государственной властью. С конца XIV века черная одежда появляется в гардеробе итальянских венценосцев, а в начале следующего столетия она уже перешагнет границы Италии: короли и принцы других стран оденутся в черное. 
XV век становится веком славы для черного цвета. Вплоть до восьмидесятых годов этого столетия не было такой знатной особы, в чьем гардеробе не хранилось бы изрядное количество черной одежды. Порой она бывала сплошь черной, а порой черный цвет в ней сочетался с каким-нибудь другим, обычно белым, серым или фиолетовым. 
Начиная с 1520-х годов испанский двор будет диктовать свои нравы и обычаи всей Европе: вплоть до середины следующего столетия повсюду восторжествует знаменитый «испанский этикет», неотъемлемой частью которого являлся чёрный костюм.
Обычай венценосцев одеваться в черное, появившийся в конце XIV века, соблюдается при европейских дворах в течение всего XVI века и даже первой половины XVII века. 


XVII век был одним из самых тяжелых в истории Западной Европы. Несмотря на блестящую придворную жизнь и пышные празднества, расцвет живописи и литературы, прогресс науки и знаний, кругом царят нетерпимость, деспотизм и ужасающая нищета. К бедствиям войны, религиозным конфликтам, непосильным налогам добавляются еще климатические аномалии, экономический и демографический кризис, чума и другие опустошительные эпидемии, постоянный страх и голод. Это был также век глубокой религиозности и одновременно крайней религиозной нетерпимости: простой смертный должен избегать всяческих прикрас и побрякушек, поэтому не удивительно, что черный цвет был преобладающим.

«Если мы заглянем в описи наследственного имущества, составленные в период с конца XVI века до первых десятилетий XVIII века, то в каждой из них отметим явное преобладание драпировок и одежды темных цветов. Так, в Париже в 1700 году у дворян (и мужчин, и женщин) 33 % предметов одежды были черного цвета… у чиновников — 44%… у слуг — 29%»

Совсем иная картина наблюдается в XVIII веке, веке Просвещения: буйство красок, радостные цвета, пастельные оттенки. Черный цвет уступает своё место более жизнерадостным цветам: синему, белому, желтому, розовому и др. Однако здесь следует сделать оговорку: в некоторых слоях населения и в некоторых государствах (например, в Испании и в Северной Европе) черный продолжает безраздельно властвовать. 

"Черный цвет был изгнан почти отовсюду, но долго так продолжаться не могло. К концу столетия маятник моды качнется в другую сторону. Этого следовало ожидать: слишком резко Франция и другие страны отвернулись от цвета, который оставался на переднем плане в течение четырех столетий".

Сладкие воздушные грезы приелись миру, теперь в центре внимания в продолжение жизни почти трех поколений находятся мрачные сюжеты и мрачные персонажи. Мода на мрачное стала распространяться в 1760-е годы, с появлением в Англии жанра готического романа. Популярностью пользуются эзотеризм и спиритизм; некоторые поэты собираются на кладбищах, другие пробуют заняться черной магией, третьи вступают в тайные общества. Неудивительно, что чёрный цвет снова в чести. 
Он на долгое время станет преобладающим цветом мужского костюма. Эта тенденция зародится в последние годы XVIII века, усилится во время революции (каждый добропорядочный гражданин должен носить костюм из черного сукна), достигнет апогея в эпоху романтизма, продлится весь XIX век и сойдет на нет лишь в 1920-е годы. Причем охватит она не только высший класс, но и людей скромного достатка.

Черный костюм этого времени обязательно строгий и суровый. В черное одеваются все те, кто обладает властью или знанием: судьи, адвокаты, преподаватели, врачи, нотариусы, секретари суда. Кроме того, во всей Европе представители профессий, предполагающих ношение форменной одежды, – полицейские, жандармы, пожарные, таможенники, почтовые служащие, моряки и т. п. – одеты в черное и не изменят этому цвету до первых десятилетий XX века, когда черную униформу постепенно начнет вытеснять темно-синяя – ее сочтут менее строгой или менее маркой. 
Почти шесть поколений европейцев будет обязательным являться на службу или на работу в черном. 

"Этот цвет словно разрушает или делает менее заметными социальные барьеры, потому что его носят и буржуа, и высший свет, его можно увидеть и на парадных мундирах, и на одежде слуг. Черного так много, что в конце концов этот вездесущий цвет становится невыносимым для тех, кто жаждет перемен или свободы". 

Однако в мире, где вращаются деньги, черный – это обязательная норма, даже своего рода этика. Самый впечатляющий пример такой хромофобии – поведение Генри Форда, основателя одноименной автомобильной компании: несмотря на пожелания публики, он по моральным соображениям до конца своей жизни отказывался продавать какие-либо машины, кроме черных либо почти черных. 
В начале XX века новизну и актуальное звучание черному цвету сумели придать первые дизайнеры, кутюрье и стилисты. 
После Первой мировой войны популярность черного только набирает обороты. Большинство стилистов тех лет не обходятся без него, а знаменитое «маленькое черное платье» Габриель «Коко» Шанель, созданное в 1926 году, стало практически эмблемой этой новой тенденции. В это же время у «маленького платья» появляется конкурент – черный костюм, символ строгой элегантности и одновременно удобства, который с 1930-х годов начнут выпускать все модные дома и который продержится в моде до 1960-х годов, если не дольше. 


«Черный цвет дизайнеров – это не роскошный княжеский цвет позднего Средневековья и не грязный, нищенский цвет больших промышленных городов; он строгий, но изысканный, элегантный и функциональный, яркий и радостный: одним словом, современный… Для многих дизайнеров и для значительной части публики черный за долгие годы даже превратился в эмблематический цвет дизайна и современности».

И сегодня чёрный — своеобразный фетиш кутюрье и всего мира моды: на любом мероприятии с участием стилистов и других деятелей моды поражает засилье черного цвета среди публики. Такая же картина наблюдается среди людей, связанных с деньгами либо с властью, что дает основания утверждать, что сегодня черный – это не только цвет творческого вдохновения и новаторства, но также влиятельности и могущества.


Однако у черного цвета есть еще одно значение. Это цвет бунтарства и протеста. К концу XVIII века черный флаг развевается на пиратских суднах планеты (до этого на нём изображалась голова мавра). Затем черный флаг появляется на суше: его выбирают своей эмблемой различные анархистские и нигилистские движения. Во второй половине XX века во все черное одеваются представители различных неформальных движений, чтобы выразить свои протестные настроения.

Сегодня черный цвет уже почти не воспринимается как символ протеста. Просто облачиться в черное уже недостаточно, чтобы привлечь к себе внимание. Сейчас по большей части так действуют только некоторые подростки, но это уже не вызывает интереса ни у кого, даже у социологов. 

«Черная одежда перестала ассоциироваться с агрессивностью или нарушением запретов, зато мы используем ее так, что наши прадеды и прапрадеды пришли бы в совершеннейший ужас: надеваем черное на голое тело, вытираемся черными полотенцами, спим на белье темных тонов и даже одеваем в черное или темное маленьких детей. Сто лет назад такое было бы немыслимым, а сегодня никого не удивляет».

Мишель Пастуро приводит для примера перипетии в истории женского нижнего белья. Долгое время считалось, что одежда, соприкасающаяся с телом, должна быть белого цвета, или вообще не окрашенной. В основе этого были как причины гигиенического и морального характера, так и простые бытовые: при стирке белье кипятили, и оно линяло. Цветные предметы нижнего и постельного белья стали неуверенно появляться только с конца XIX до середины XX века.

«Возникла новая гамма цветов, предназначенных для нижнего белья, которая постепенно обзавелась социальными и моральными коннотациями. Одни цвета считались более женственными, другие более целомудренными, третьи более эротичными».

Черный цвет в противоположность белому долгое время воспринимался в отношении нижнего женского белья как непристойный или аморальный, пригодный для одних только распутниц или продажных женщин. Сегодня даже читать об этом странно. Чёрный не только утратил ассоциативную связь с проституцией, но и вот уже несколько десятков лет для женщин занял место белого, как наиболее распространенный цвет нижнего белья. 

"Сегодня черный цвет как символ роскоши, зародившийся в конце XIV века и сохранявший актуальность еще два или три поколения назад, не встречается практически нигде; исключением можно считать разве что черную икру, а еще контейнеры для очень дорогих товаров (драгоценностей или духов). Преимущество черного над всеми остальными цветами сохранилось только в спорте – на поясах дзюдоистов и на горнолыжных трассах. Во всех остальных сферах жизни черный стал рядовым цветом."

Или нет?..

Спасибо за внимание! 


Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

История моды ХХ века: 1900-1910-е гг.

Сегодняшним постом я открываю цикл статей о моде насыщенного событиями непростого XX века: века, унесшем миллионы жизней в двух мировых войнах; века начала атомной эры; века, реализовавшим давнюю мечту о полете человека в космос; века, совершившим прорыв в развитии информационных и коммуникационных технологий, и, безусловно, века, в течение которого представления о женской красоте неоднократно и кардинально менялись. Надеюсь, вам будет так же интересно читать этот обзор, как мне было интересно его писать. К началу 20 века электричество, кино и автомобиль уже стали практической реальностью, а в 1903 г. успешные полеты братьев Райт продемонстрировали возможность воздушных сообщений. В продолжающейся борьбе за изменение социальных отношений женщины были готовы пойти в тюрьму за свои требования избирательного права; лидеры и сторонники рабочих движений участвовали в мятежах и забастовках. Но для немногочисленных привилегированных слоев общества это

История моды XX века: 1940-е г

Речь сегодня пойдет об одном из самых тяжелых и кровавых десятилетий XX века. Приглашаю вместе окунуться в атмосферу 1940-х годов. Война — это волк, не кормите его, не то он придёт в ваш собственный дом (с) Бернард Шоу  В сентябре 1939 года началась Вторая мировая война, которая оказала на моду не меньшее влияние, чем Первая мировая, изменив и политическую карту Европы, и послевоенное мировое устройство, и образ жизни. Впервые женщины не только работали в тылу наравне с мужчинами: трудились на военных заводах, рыли окопы, гасили зажигательные бомбы, разбирали завалы, отбывали трудовую повинность, но и воевали на фронте. И, как мужчины, женщины надели военную униформу. В Советском Союзе женщины, служащие в армии, носили такую же форму защитного цвета, как и мужчины, основное отличие было в том, что вместо брюк полагались юбки. Летчицы носили штаны. В Британии для женщин была разработана военная форма синего цвета. На действительной военной службе и в войсках П

История моды ХХ века: 1920-е гг.

Послевоенное десятилетие вошло в историю как «ревущие двадцатые» (англ. Roaring Twenties). Это было время экономического подъема, когда Европа вставала на ноги после военных тягот. Экономический рост, развитие промышленности, активные спекуляции на рынке ценных бумаг — все это формировало стиль «золотых двадцатых». «Потерянное поколение», вернувшееся с войны, старалось наверстать упущенное и прожигало жизнь в бесконечных развлечениях. Алкоголь, секс, никотин и опиум стали непременными составляющими нового образа жизни «золотой молодежи», как и спорт, гонки на автомобилях и полеты на аэропланах. Радикально меняются мода и стиль одежды, наступает расцвет джаза и ар-деко, радиовещание становится повсеместным, кинематограф обретает звук и превращается в массовый вид досуга и отдельный вид искусства. В конце 1920-х годов появляется мультипликационная студия Уолта Диснея и его Микки Маус. В этот период мир впервые услышал имена культовых джазменов: Луи Армстро

Иконы красоты XX века: 1950-е гг.

1950-е годы подарили миру целую плеяду красивых и талантливых женщин, большинство из которых известны и сегодняшнему поколению: Мэрилин Монро, Софи Лорен, Элизабет Тейлор, Одри Хэпбёрн, Джина Лоллобриджида и др. Даже спустя столько лет, когда одни уже не появляются на экранах, а другие ушли из жизни, их имена всё ещё на слуху, а фильмы с их участием знакомы даже не искушенным в кинематографе зрителям. Мэрилин Монро  Мы слышим "икона 1950-х", и первый образ, наверняка возникающий в памяти большинства, - самая известная блондинка XX века - американская киноактриса, певица и модель Мэрилин Монро. В ее копилке не так много работ. Связанная по рукам контрактом со студией "20th Century Fox", она получала гонорар на порядок меньше других звезд ее ранга и запомнилась, в первую очередь, благодаря ролям в амплуа очаровательных и сексуальных, но глупеньких красоток. Тем не менее, ее образ, ее жизнь и ее трагическая смерть до сих пор будоражат умы мил

Уход за волосами: несмываемые средства для роста волос. Личный опыт и виш-лист

Мой сегодняшний обзор будет в основном посвящён трем средствам, предотвращающим выпадение волос и стимулирующим их рост, а также краткому обзору аналогичных по функционалу продуктов, которые показались мне интересными и заслуживающими внимания. Пост получился объемным, местами помимо всего прочего касающимся моих базовых принципов в уходе за волосами, выработанных путем многочисленных экспериментов, поэтому прошу запастись терпением ☺   Я сознательно не буду касаться темы причин и факторов, влияющих на повышенное выпадение волос. А посему будем отталкиваться от того, что причины обильного волосопада уже известны и косметические средства выступают лишь одной из дополнительных составляющих в комплексе мер, направленных на нелегкую борьбу за роскошную шевелюру. Сегодня рынок предлагает огромное количество подобного рода средств, которые очень разнятся по стоимости, составам и пр. В поиске своего идеала мне показалось, что логичнее будет начать с бюджетных средств, чтоб

История моды XX века: 1930-е гг.

В октябре 1929 года разразился банковский кризис на Уолл-стрит, ставший началом Всемирного экономического кризиса. Крах на нью-йоркской бирже стал отправной точкой «Великой Депрессии»: обесценились деньги, закрылись многие предприятия, выросла безработица. К 1932 году в США было уже 14 млн. безработных, в Германии — 6 млн., в Великобритании — 3 млн. В униженной после поражения в Первой мировой войне Германии к власти приходит Адольф Гитлер, соблазняя немцев впечатляющими перспективами возрождения великой германской империи. Таким образом, «Великая депрессия» становится зловещей прелюдией ко Второй мировой войне. В этих трагичных условиях рождается новая мода. Беззаботность «золотых двадцатых» ушла в прошлое — мода 1930-х гг. вынуждена была стать более практичной, сдержанной и демократичной. Афишировать свое богатство стало почти неприлично. Показная роскошь «десятилетия джаза» уступила место новой элегантности: простой, холодной и спокойной. Это было время «незаметн